Главная Новости

Материнский капитал на покупку автомобиля – разрешающий закон принят

Опубликовано: 01.09.2018

В марте 2017 года на рассмотрение Госдумы был подан очередной проект Федерального Закона №125755-7, оговаривающий возможность направления материнского капитала на приобретение автомобиля, используемого для перевозки людей, с вместимостью не больше восьми пассажирских мест.

Это не первый закон, который вносится на обсуждение парламента.

В прошлом уже были попытки продвинуть подобные законодательные инициативы.

Но они постоянно отклонялись народными избранниками под разными предлогами либо вовсе не допускались к рассмотрению ввиду несоблюдения парламентских регламентов. Однако в этот раз прогресс налицо: с инициативой выступили сразу три думские фракции из четырех (!).

Увы, это еще не говорит о том, что закон будет гарантированно принят. В Госдуме большинством голосов владеет «Единая Россия». Следовательно, если она не даст свое добро, предложение так и останется невоплощенным.

Кто, предположительно, может воспользоваться правом

Несмотря на большую вероятность того, что проект могут не принять, его можно назвать наиболее компромиссным и, в то же время, не таким обременительным для госбюджета. Связано это с тем, что, согласно содержанию законопроекта, воспользоваться правом использования капитала в целях покупки автомобиля, может ограниченная категория граждан.

Это:

семьи, где родился (был усыновлен) третий (последующий) ребенок; семьи, родившие либо усыновившие второго (последующего) ребенка-инвалида; усыновители второго (последующего) ребенка (женщины и мужчины – единственные усыновители).

За точку отсчета установлена дата 1 января, т. е. начиная с этого дня, в рассматриваемых категориях семей возникает право приобретения автомобиля за счет средств материнского капитала.

В отношении транспортного средства аналогично выдвигаются ограничительные требования:

производство – исключительно Российская Федерация; вместимость – не больше восьми пассажирских мест (кроме водительского места); состояние – новое, т. е. приобретаемый автомобиль не должен числиться на регистрационном учете в ГИБДД.

Средства на покупку авто могут перечисляться посредством безналичного расчета:

юридическому лицу – организации, которая осуществляет продажу; банковскому учреждению в целях получения (погашения) обязательств по кредиту.

Покупка транспортного средства обязательно подтверждается:

договором купли-продажи, в том числе товарными и кассовыми чеками; актом, составленным органами соцзащиты населения, в целях проверки наличия авто в пользовании у семьи.

Автомобиль оформляется в собственность одного из супругов и не может отчуждаться в течение трех лет со дня покупки.

Дата, когда будет рассматриваться законопроект в первом чтении, еще не установлена. Пока закон направлен для подготовки соответствующего заявления в Комитет Госдумы, занимающийся вопросами семьи, женщин и детей.

Есть ли шансы на принятие закона

Внесенный на рассмотрение Госдумы законопроект, авторство которого принадлежит депутатам трех фракций («КПРФ», «ЛДПР» и «Справедливой России»), может быть возвращен для выполнения требований 104-й статьи Конституции России.

Поскольку принятие рассматриваемого законопроекта может привести к увеличению числа граждан, представивших заявление относительно распоряжения средствами капитала, уже в этом году, существенно могут измениться финансовые обязательства государства. Поэтому рассмотрение законопроекта Госдумой требует наличия правительственного заключения, которого пока у его авторов нет.

Такое отсутствие они объясняют ненадобностью дополнительного финансирования из федерального бюджета. Вполне вероятно, что из-за этой причины проект, как и другие «непопулярные» предложения, могут отправить на доработку.

Почему законопроект стоит принять

На сегодняшний день уровень освоения семейной госсубсиии продолжает оставаться низким. Многие из россиян пока не нашли для себя подходящее направление для применения средств капитала с учетом тех назначений, что предусмотрены государством.

Это такие направления, как:

получение детьми образования; улучшение жилищных условий; приобретение товаров (услуг) для детей, являющихся инвалидами; формирование накопительной составляющей пенсии матери.

Это объясняется наличием объективных сложностей при использовании средств капитала на практике, несмотря на то, что размер материнского капитала ежегодно индексируется на плановый уровень инфляции.

Наиболее актуальный для большинства семей жилищный вопрос может решаться только в том случае, если в семье кроме средств капитала для приобретения жилья есть еще дополнительные источники финансирования, включая собственные накопления, схемы ипотечного кредитования либо другие целевые жилищные займы.

Остается до сих пор неурегулированным в достаточной мере и вопрос, связанный с возможностью направления средств капитала на уплату первоначального взноса по кредитам до достижения ребенком трех лет. Это существенно ограничивает семью в сроках на вступление в ипотеку. А с учетом того, что сегодня государством предусмотрена возможность участия в жилищных программах и строительстве жилья класса эконом, необходимость в улучшении жилищных условий во многих молодых семьях с сертификатом отчасти утратила свою остроту.

Если рассматривать другое направление, такое как направление средств капитала на образование детей либо формирование накопительной пенсии, то и здесь можно найти немало подводных камней. Прежде всего, нужно сказать, что эти два направления считаются мерой по удовлетворению отложенных потребностей, а значит, не могут быть реализованными здесь и сейчас.

Дошкольное и школьное образование пока бесплатно, а оплата обучения в коммерческих образовательных организациях не может осуществляться с привлечением средств капитала. Отсюда — невысокий процент семей (всего 3%), которые уже смогли применить сертификат на практике, и случаи незаконного обращения с материнским капиталом посредством совершения фиктивных сделок либо применения мошеннических схем по обналичиванию, что, в свою очередь, может привести молодых родителей не только к потере положенных средств, но и к уголовной скамье.

Поэтому, может быть, самое время узаконить возможность траты маткапитала на приобретение автомобиля, пусть даже изготовленного на территории РФ.

Непринятые законопроекты и причины

Впервые на рассмотрение Госдумы вносился законопроект, затрагивающий вопросы направления средств капитала на приобретение нового авто, в августе 2009 года.

Тогда документ не приняли, в связи с невыполнением требования все той 3-й части 104-й статьи Конституции РФ, согласно которой авторы законопроекта должны иметь соответствующее правительственное заключение.

Вторая попытка была предпринята в декабре 2009 года, когда был зарегистрирован законопроект за номером 302723-5, предусматривающий возможность приобретения авто отечественного изготовления с применением средств маткапитала. Эта попытка не прошла еще в первом чтении, поскольку правительством было выражено предположение о том, что интересы детей в данном случае учитываться не будут, а в случае развода получить его сможет ввиду неделимости только один родитель, а второй останется ущемленным в правах.

Далее – 2014 год. На рассмотрение депутатов Госдумы вносится очередной законопроект под номером 583192-6 и отклоняется еще на стадии предварительного рассмотрения, поскольку он не соответствует требованиям Конституции РФ и регламенту Госдумы.

Большой толчок обсуждению рассматриваемой проблемы придало поручение Дмитрия Медведева Кабинету министров (конец 2014 года), связанное с проработкой к февралю 2015 года вопроса о возможности приобретения авто на средства капитала (в рамках антикризисного плана по поддержке отечественного автопрома).

Аналогичное предложение выдвигалось и в 2016 году, но в очередной раз, как это следует из официального ответа замглавы Минтруда, поддержано правительством не было.

Таким образом, направление применения маткапитала продолжает оставаться предметом активных обсуждений с самого начала введения программы, предусматривающей оказание дополнительных мер господдержки семьям при рождении (усыновлении) второго (последующего) ребенка. Однако закон, разрешающий использовать капитала на приобретение авто, пока так и не принят, несмотря на многочисленные просьбы и обратное мнение граждан.

rss