Разъяснение Минэкономразвития от 16.07.2015 N 3302-05 / 23226-06 :: Разъяснения

  1. Разъяснение Минэкономразвития от 16.07.2015 N 3302-05 / 23226-06

Разъяснение Минэкономразвития от 16.07.2015 N 3302-05 / 23226-06

Органы государственной власти, органы местного
самоуправления, учреждения, организации,
предприятия и другие субъекты сферы
государственных закупок

По закупке природного газа

В связи с поступлением многочисленных обращений по закупке природного газа Министерство экономического развития и торговли Украины по результатам согласительного совещания 15.07.2015 с Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее - НКРЕКП), Государственной казначейской службой Украины и государственной финансовой инспекцией Украины сообщает.

Правовые, экономические и организационные основы функционирования рынка природного газа определены Законом Украины "Об основах функционирования рынка природного газа" (далее - Закон Украины).

Заключительными и переходными положениями Закона Украины установлено, что с целью обеспечения постепенного и последовательного перехода к полномасштабному рынка природного газа, предусмотренного настоящим Законом, устанавливается переходный период, который включает следующие этапы:

первый этап, во время которого осуществляются обособление функций по распределению и поставке природного газа, определение потребителей, приобретают статус квалифицированных, и определение Кабинетом Министров Украины гарантированных поставщиков, начинает действовать с 1 января 2012 года;

второй этап, во время которого все категории потребителей приобретают статус квалифицированных потребителей, начинает действовать с 1 января 2015 года.

Во исполнение требований Закона Украины состоялось юридическое отделение хозяйствующих субъектов рынка природного газа, входящих в состав вертикально интегрированной хозяйственной организации, заключается в создании отдельных юридических лиц-субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по поставке природного газа по регулируемому тарифу.

Согласно части первой статьи 6 Закона Украины деятельность, связанная, в частности с поставкой природного газа по регулируемому тарифу производится при условии получения соответствующей лицензии.

Согласно подпункту 2 пункта 2 постановления Кабинет Министров Украины от 27.12.2001 N 1729 "Об обеспечении потребителей природным газом" реализация природного газа для удовлетворения потребностей учреждений и организаций, которые финансируются из государственного и местных бюджетов, осуществляется субъектами хозяйствования, которые имеют лицензию на поставку природного газа по регулируемому тарифу.

В соответствии с пунктом 3.1 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа, газа (метана) угольных месторождений по регулируемому тарифу, утвержденных постановлением НКРЕКП от 12.01.2015 N 9, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 16.03.2015 за N 289/26734, лицензиат должен , в частности проводить лицензированную деятельность только на территории лицензированной деятельности, утвержденной НКРЕКП.

Территория лицензированной деятельности определяется как территория административно-территориальной единицы, где находятся потребители, которые включены в абонентской базы потребителей природного газа.

При этом территория осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа по регулируемому тарифу с указанием перечня административно-территориальных единиц утверждается постановлением НКРЕКП о выдаче соответствующей лицензии по каждому поставщику.

Учитывая вышесказанное, на каждой отдельной территории действует только один поставщик природного газа по регулируемому тарифу, с которым потребители (в том числе бюджетные учреждения и организации) могут заключить договор на поставку природного газа по регулируемому тарифу. При этом субъекты рынка природного газа осуществляют свою деятельность на основании договоров (контрактов), заключаемых в соответствии с законодательством (часть третья статьи 9 Закона Украины).

В свою очередь, правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной общины устанавливает Закон Украины "Об осуществлении государственных закупок" (далее - Закон).

Согласно абзацу шестому части первой статьи 12 Закона закупка может осуществляться путем применения переговорной процедуры закупки.

Переговорная процедура закупки применяется заказчиком как исключение при наличии условий, определенных в части второй статьи 39 Закона, в частности в случае отсутствия конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке, вследствие чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы.

В зависимости от предмета закупки, который определяется заказчиком в соответствии с Порядком определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономики от 26.07.2010 N 921 (с изменениями) и условия для применения переговорной процедуры закупки, заказчик самостоятельно готовит документы, необходимые для проведения такой процедуры на основании экспертных , нормативных, технических и других документов, подтверждающих наличие условий применения переговорной процедуры закупки в соответствии с частью второй статьи 39 Закона, выданных уполномочь ими на то органами (организациями, учреждениями).

При этом НКРЕКП письмом от 09.07.2015 N 6697/16 / 61-15, который размещен на официальном сайте по адресу в сети Интернет www.nerc.gov.ua, дан перечень лицензиатов по поставке природного газа, газа (метана) угольных месторождений по регулируемому тарифу с указанием территории лицензированной деятельности по каждому поставщику природного газа по регулируемому тарифу.

Вместе с тем частью первой статьи 40 Закона установлено, что договор о закупке заключается в письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса Украины и Хозяйственного кодекса Украины с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.

Статьей 184 Хозяйственного кодекса Украины определены особенности заключения хозяйственных договоров на основе типовых договоров и предусмотрено, что заключение хозяйственных договоров на основе типовых договоров должно осуществляться с соблюдением условий, предусмотренных статьей 179 настоящего Кодекса, не иначе как путем изложения договора в виде единого документа, оформленного согласно с требованиями статьи 181 настоящего Кодекса и в соответствии с правилами, установленными нормативно-правовыми актами по применению типового договора.

При этом статьей 179 Хозяйственного кодекса Украины определены общие условия заключения договоров, которые порождают хозяйственные обязательства, в частности установлено, что Кабинет Министров Украины, уполномоченные им или законом органы исполнительной власти могут рекомендовать субъектам хозяйствования ориентировочные условия хозяйственных договоров (примерные договоры), а в определенных законом случаях - утверждать типовые договоры. При заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание договора на основе типового договора, утвержденного Кабинетом Министров Украины, или в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия.

Так, Типовой договор на поставку природного газа по регулируемому тарифу утвержден постановлением НКРЕКП от 22.01.2015 N 35 (зарегистрировано в Минюсте 14.02.2015 за N 172/26617).

Обращаем внимание, что согласно Типового договора договор заключается между тремя субъектами рынка природного газа - поставщиком природного газа по регулируемому тарифу, газораспределительным / газотранспортным предприятием и потребителем природного газа (юридическое лицо / физическое лицо-предприниматель).

Пунктами 1.1, 1.3. Типового договора предусмотрено, что поставщик поставляет природный газ (далее - газ) потребителю в объемах и порядке, предусмотренных договором для обеспечения потребностей потребителя, а потребитель оплачивает поставщику стоимость газа и оказанных услуг в размерах, сроках, порядке и на условиях, предусмотренных Договором.

Согласно срокам и определениями Типового договора природный газ (природный газ, нефтяной (попутный) газ, газ (метан) угольных месторождений и газ сланцевых толщ) - полезное ископаемое, которая представляет собой смесь углеводородов и неуглеводородных компонентов, находится в газообразном состоянии при стандартных условиях ( давление - 760 мм ртутного столба и температура - 20 градусов по Цельсию) и является товарной продукцией.

При этом в соответствии с пунктом 2.5 Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономики от 26.07.2010 N 921 (с изменениями), в случае если при осуществлении заказчиком закупки товаров предусматривается также закупка услуги (услуг), связанной с поставкой товара (в частности услуги по транспортировке, установке, монтажу, наладке, инсталляции программного обеспечения, обучение персонала и т.д.), предметом закупки в таком случае являются товары при условии, что стоимость такой услуги (таких услуг) не превышает стоимости самих товаров.

Итак, в рамках Типового договора потребитель оплачивает поставщику стоимость газа как товара, и предоставленных услуг по поставке, транспортировке и распределению природного газа на текущий счет со специальным режимом использования поставщика, предусмотрено пунктами 4.2, 4.7 Типового договора.

Наряду с этим согласно части третьей статьи 631 Гражданского кодекса Украины стороны могут установить, что условия договора применяются к отношениям между ними, возникшим до его заключения.

Таким образом, поскольку газоснабжающие предприятия, образованные в результате отделения деятельности по распределению и поставке природного газа, получили в НКРЕКП лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа, газа (метана) угольных месторождений по регулируемому тарифу с 01.07.2015 и учитывая часть третью статьи 631 Гражданского кодекса Украины, в случае заключения договора о закупке по результатам проведения переговорной процедуры закупки на основании пункта 2 части второй статьи 39 Закона, стороны могу ь установить, что условия договора применяются к отношениям между ними, возникшим до его заключения.

директор департамента
регулирования государственных закупок
Минэкономразвития Украины Александр СТАРОДУБЦЕВ

© "Ua-Tenders.com"
044 237-17-23, 044 230-82-27, 044 425-46-47
При любом использовании материалов сайта, Гиперссылка на http://www.ua-tenders.com обязательна.
Пишите нам: [Email protected]