Главная Новости

Новые проблемы для новых групп населения; Еще из рубрики

Опубликовано: 07.10.2023

Новые проблемы для новых групп населения; Еще из рубрики

Иллюстрация/Златко Црнчец (Фото Сергея Дрехслера/Давора Ковачевича)

Закону об избирательных округах действительно не повезло. После всех перипетий и политических конфликтов оно было наконец опубликовано в «Официальном вестнике», и когда все подумали, что все кончено, произошел внезапный поворот. В частности, объявление в официальном бюллетене состоялось 4 октября, а в официальном бюллетене сказано, что оно вступило в силу уже 1 октября. Итак, тремя днями ранее. Поэтому парламенту придется еще раз обсудить этот закон, чтобы все вернуть на круги своя.

Судя по всему, этот случай также является результатом конфликта между правительством и президентом республики. Кроме того, это еще одна дыра в хорватской конституционной судебной системе. С одной стороны, правящая коалиция сделала свое дело. Парламент проголосовал за внесение изменений в закон об избирательных единицах 28 сентября, а это значит, что все было сделано в соответствии с решением Конституционного суда, согласно которому старая редакция закона о выборах перестает действовать с 1 октября. И именно поэтому в поправках к закону написано, что они вступают в силу именно в этот день, 1 октября. Возможно, можно сказать, что они вступят в силу, скажем, 10 октября или, скажем, через восемь дней после публикации в Официальном вестнике. Или на каком-то третьем свидании. Таким образом, в этот период, с 1 октября до даты вступления в силу изменений, в Хорватии не будет закона о выборах. Как его нет и сейчас, поскольку он был опубликован через три дня после того, как должен был вступить в силу. Но никакого вреда от этого не будет. Правительство направит новое предложение уже на следующей неделе, вся процедура будет повторена и все будет хорошо.

С другой стороны, Президент Республики не виновен ни в каком правонарушении, поскольку он подписал юридический текст в течение восьмидневного срока, предусмотренного Конституцией. Поэтому никакой обиды со стороны Зорана Милановича нет, потому что он все сделал в соответствии с Конституцией. Возможно, если бы у него было немного больше доброй воли, этой ситуации могло бы и не случиться. Конечно, этого бы не произошло, если бы правящее большинство отложило принятие поправок к закону на десять дней раньше. И у президента не было бы возможности превратить все это в дополнительную проблему. Конечно, Миланович не правительственный писец, который должен сразу же следовать ее указаниям. Но проявив с его стороны чуть больше доброй воли, этой неприятной ситуации можно было бы легко избежать.

Оппозиция уже заявила о запросе в Конституционный суд оценить конституционность этих изменений. Однако это должно быть успехом, потому что Конституционный суд не имеет, или, скорее, не должен иметь, потому что с этим институтом мало ли, каких-либо полномочий вмешиваться в появление избирательного закона. И по той простой причине, что в самой Конституции вообще ничего не сказано о том, сколько избирательных округов может быть и как они должны выглядеть. Их может быть, как сейчас, десять по 14 избранных представителей, или 14 единиц по десять представителей, или две по 70 представителей каждая. Или один со 140. Или их 140, в которых избирается по одному представителю. И это только варианты, когда избираются 140 депутатов. А именно в Конституции написано, что их может быть максимум 160, так что и там вариантов бесчисленное множество.

Вряд ли Конституционный суд мог бы создать какие-либо проблемы в этом странном деле, если бы в Официальном вестнике был опубликован закон о том, что он вступил в силу тремя днями ранее. Так что этот случай будет забыт очень скоро после того, как эта проблема будет решена в ближайшие десять дней.

Но этот случай лишь показывает, что система полна юридических и конституционных лазеек, которые позволяют происходить таким странным вещам. Поскольку парламентские выборы возможны через шесть-семь месяцев, очень скоро перед нами может появиться мать всех конституционных лазеек. А именно, в Конституции ничего не сказано о том, как долго после выборов могут продолжаться консультации политических партий по формированию нового парламентского большинства. Восемь лет назад произошел конституционный кризис после того, как тогдашний президент Колинда Грабар-Китарович решила назначить техническое правительство и назначить новые выборы всего через несколько недель. А учитывая отношения между Милановичем и ХДС, если парламентские выборы не принесут явного большинства в тот же вечер, мы столкнемся с конституционным и политическим цирком, согласно которому эта переплетение со вступлением в силу закона на избирательных округах – это детская игра. Но этого тоже не должно было случиться.

rss