Хорватия на пути в Ливан
Опубликовано: 30.04.2023
Хорватия на пути в Ливан
Хорваты в Боснии и Герцеговине переживают трудные времена. На самом деле в штате Дейтон, как в самой маленькой из трех составляющих наций, им никогда не было особенно легко. Но с формированием правительства Федерации Боснии и Герцеговины, одного из двух образований этого злосчастного создания, они, похоже, окончательно пошли по пути ливанских христиан. Однако, в отличие от последних, они даже войну не проиграли.
Раздор разрушает даже великие дела
Не заблуждайтесь, их политические лидеры несут в первую очередь ответственность за тяжелое положение хорватов в Боснии, которые уже были белой вороной во времена второго югославского государства. То же, что ливанские католики-марониты. Если бы они не продвинулись вперед по маленькому вопросу, партиям в федерации с боснийским большинством было бы гораздо труднее перевести измученное жаждой меньшинство через воду. Однако, безусловно, самая важная хорватская партия в БиГ, ХДС БиГ, несколько лет назад раскололась на две фракции из-за личных обид и амбиций, иногда непримиримо противоречащих друг другу.
Затем он добавил закон о выборах, аналогичный закону о власти Ливана, согласно которому боснийские и хорватские избиратели в федерации могут свободно решать, голосовать ли за члена президента государства от своей или другой страны. Таким образом, дважды подряд от Хорватии в президенты был избран социал-демократ Желько Комшич, который в некоторых районах не набрал и десятой части голосов, но боснийцам - и расколу среди хорватов - помогли его к победе.
Чисто ливанское письмо
После последних парламентских выборов осенью 2010 года две формации Хадесье так обстоятельно и долго спорили, что все разумные сроки формирования правительства как на национальном уровне, так и на уровне федерации и отдельных кантонов ( или графства, как их называют хорваты) истек. В трех округах с хорватским большинством до сих пор не сформированы местные органы. Однако здесь большинство боснийских политических групп социал-демократов, Партия демократического действия Изетбеговича и Партия Силайджича за БиГ, учуяли возможность окончательно маргинализировать независимые хорватские политические образования. По старой доброй ливанской манере квота хорватов в правительстве, определенная Дейтонским соглашением, заполнялась членами маргинальных хорватских партий. Хорватская партия закона Боснии и Герцеговины (HSP) и Народная партия, работающая за лучшую жизнь, естественно, с энтузиазмом воспользовались возможностью, которая при нормальных обстоятельствах, когда обе HDZ по-прежнему имеют примерно 80% поддержки среди хорватов, никогда не была бы получена. Лидер Правашева Живко Будимир в одночасье взял на себя преимущественно представительскую роль президента Федерации Боснии и Герцеговины, о которой раньше мог только мечтать. Точно так же в ливанских правительствах, где половина должна быть христианами, многие министры, избранные голосами мусульман, были и остаются под солнцем. Конечно, (христианские) президенты Элиас Храви и Эмиль Лахуд пользовались особой дурной славой и практически не пользовались поддержкой среди своих единоверцев.
Назначив на прошлой неделе новое правительство, Федерация Боснии и Герцеговины пошла по пути Ливана. В том, что он останется с ней, на данный момент можно с уверенностью сказать. По мнению большинства, с верхней палатой наций было не все в порядке, потому что в ней не было представителей всех кантонов. Вот почему ни нынешний президент Федерации Хадезе Борьяна Кришто, ни хорватские министры не хотят покидать свои места. Международное сообщество, для которого ярые националистически настроенные хорваты Боснии и Герцеговины почему-то с самого начала являются какой-то невыносимой Дейтонской Боснией, тоже несколько колеблется, хотя американцы, по крайней мере, выразили свою поддержку новому правительству между строк.
Безусловно, такое развитие событий, при котором интересы хорватов должны представлять партии и люди, набравшие лишь незначительную долю хорватских голосов, не способствует консолидации хрупкого государства, поскольку взгляды третьей составляющей нации неизбежно направлен больше на Загреб, чем на Сараево. Где в настоящее время нет ничего перспективного, чтобы увидеть.
Фото:Википедия