Главная Новости

Украина вносит поправки в закон о национальных меньшинствах

Опубликовано: 03.10.2023

21 сентября Верховная Рада Украины приняла поправки в Закон о национальных меньшинствах (общинах). За его принятие единогласно проголосовали все парламентские группы (воздержались от голосования только три депутата, никто не был против). Документ вступит в силу после его подписания президентом Владимиром Зеленским.

Принятый правовой акт практически не затронул наиболее спорный вопрос о принципах преподавания на языках меньшинств в средней школе, который был введен Законом об образовании 2017 года. языки в зависимости от того, является ли студент представителем коренных народностей Украины, национальным меньшинством из стран, входящих в ЕС или за его пределами. В оценке первой версии закона, опубликованной 13 июня Венецианской комиссией (VOC), эти положения были признаны дискриминационными и угрожающими функционированию школ меньшинств. При этом законодатель лишь добавил пункты, обязывающие государство гарантировать бесплатные учебники учащимся и преподавателям, принадлежащим к национальным меньшинствам, что является повторением содержания вышеупомянутого Закона об образовании.

В связи с другой рекомендацией Избирательной комиссии, указывающей на необходимость определения термина «традиционно» в формулировке, используемой в законе о «территориях традиционного проживания меньшинств», где разрешено использование табличек органов местного самоуправления и муниципальных предприятий. и публикации рекламы на языке меньшинства с переводом на государственный язык, авторы поправок исключили это слово из содержания постановления. Регионы, в которых представители национальных меньшинств составляют наибольшую группу жителей, правительство должно указать в отдельном постановлении. Рекомендация определить понятие «специализированные книжные магазины», на которые не распространяется требование о продаже не менее 50% изданий, издаваемых на государственном языке (введенное Законом о государственном языке), была учтена в кратком и неточном изложении. образом. Не было сделано никаких упоминаний об общей критике Избирательной комиссии за наложение такого обязательства.

Законодатель также не последовал рекомендации изменить положение о необходимости перевода мероприятий и мероприятий, организованных меньшинствами, на национальный язык в случае подачи заявлений по этому поводу в органы местного самоуправления. Поправка лишь меняет срок их отправки с 48 до 72 часов до начала того или иного мероприятия. Предложения ограничить обязанность по трансляции таких мероприятий только теми, которые организуются местными властями или финансируются из государственных средств, были проигнорированы. Количество приложений, которым потребуется трансляция мероприятия, не уточняется.

В соответствии с рекомендацией Избирательной комиссии уточнены условия ограничения прав меньшинств в ситуациях, когда национальная безопасность, территориальная целостность и общественный порядок находятся под угрозой. Также расширена возможность использования языка меньшинства органами общественного порядка в сфере защиты от домашнего насилия и ухода за пожилыми людьми. Также было принято во внимание предложение признать поддержку языков национальных меньшинств, находящихся под угрозой исчезновения, одной из государственных политик. Определены и уточнены принципы деятельности органов местного самоуправления центров (центров) национальных меньшинств и сотрудничества с ними.

Комментарий

  • Поправки были внесены всего через два месяца после вступления в силу Закона о национальных меньшинствах (общинах), который был принят в декабре 2022 года и вступил в юридическую силу через шесть месяцев после его подписания Президентом (то есть в июле этого года). Законодатель был обязан принять поправку по опубликованной 22 июня устной оценке Европейской комиссии (ЕК) относительно состояния выполнения Украиной семи рекомендаций. (видеть Стакан наполовину пуст. Оценка выполнения рекомендаций ЕС Украиной и Молдовой ). В нем говорилось, что Киев добился лишь «некоторого прогресса» в сфере прав национальных меньшинств (т.е. было реализовано менее половины рекомендованных действий). Основанием для такого мнения стал отчет Избирательной комиссии, которая признала некоторые положения закона дискриминационными и призвала изменить их в соответствии с международными правовыми стандартами. Выполнение рекомендаций с учетом мнения ЕК является условием начала переговоров о вступлении Украины в ЕС, а полный отчет по этому вопросу должен быть представлен в октябре.
  • Проголосованные изменения лишь незначительно соответствуют предложениям Избирательной комиссии. Замечания Комиссии были учтены только по второстепенным вопросам, поправки существенно не влияют на характер и содержание Закона и других правовых актов, касающихся меньшинств (в том числе Закона об образовании 2017 года, Закона о государственном языке 2019 года, Закона о меньшинствах). Общее образование 2020 года.). В результате до сих пор действуют положения об отмене школ национальных меньшинств и введении вместо них классов национальных меньшинств, в которых полноценные занятия на языках меньшинств будут возможны только на уровне начального образования, т. е. в I–IV классах (см. Украина: атака на образование национальных меньшинств ). Положения Закона об общем образовании также были сохранены. По их словам, представители национальных меньшинств, чей язык является одним из языков ЕС, смогут посещать там занятия во время обучения в средних и специальных школах (V-XII классы) не более 80% от общего времени обучения. все уроки. В период профильного образования (X–XII классы) занятия на украинском языке должны занимать не менее 60% общего времени обучения. Однако в июне Верховная Рада Украины вновь проголосовала за перенос даты вступления в силу этих изменений, на этот раз на сентябрь 2024 года.
  • Желание сохранить вышеуказанные правила является результатом убеждения властей Киева в том, что язык является важным элементом национальной идентичности и играет важную роль в защите от сепаратистских движений, которые представляют угрозу стабильности и территориальной целостности государства. (под такими лозунгами Россия осуществила агрессию на Донбассе и аннексировала Крым в 2014 году). В этом контексте доклад KW был расценен некоторыми кругами, формирующими общественное мнение в Украине, как предвзятый и не учитывающий реалий войны. Особенно критическими были обвинения в дискриминации русского языка. Высказывались опасения, что эта часть доклада будет использована Кремлем в информационной войне против Киева. Продвижение украинского языка в публичном пространстве и расширение его преподавания в учебных заведениях воспринимается в Украине как форма сопротивления российской агрессии и акт деконструкции «Русского мира». В то же время украинские власти рассчитывают, что неучет в полной мере комментариев ЕК не будет иметь - в условиях войны с Россией - негативных последствий для оценки выполнения рекомендаций ЕК.
  • Принятые поправки не соответствуют ожиданиям стран, которые больше всего критиковали положения Закона о национальных меньшинствах (а также предыдущих постановлений, ограничивающих использование языков меньшинств в образовании), то есть Венгрии и Румынии (по данным последней переписи населения). по состоянию на 2001 год количество лиц венгерского и румынского происхождения составляет в Украине 156,6 тыс. и 151 тыс. соответственно, но на самом деле оно меньше). Будапешт требует отмены действующего законодательства в этой сфере и фактического возврата к положениям Закона об основах государственной языковой политики 2012 года (см. Верховная Рада Украины приняла новый закон о языке ), отменено Конституционным Судом Украины в 2018 году. Принятая поправка также не будет принята в Румынии из-за неясного регулирования преподавания на языках меньшинств и их использования в администрации и бизнесе. Поэтому следует ожидать, что вопрос о правах меньшинств останется спорным элементом, и Венгрия продолжит обуславливать свое согласие на интеграцию Киева в ЕС, а также на его сотрудничество с НАТО предоставлением широких прав людям венгерского происхождения..
  • Пока венгерское правительство не заняло официальной позиции по измененному закону. Пока свое мнение высказала одна из двух партий, представляющих венгерское меньшинство в Украине, которая тесно сотрудничает с правящей в Венгрии Фидес. В заявлении Культурного союза венгров Закарпатья (КМКСЗ) от 26 сентября говорится, что принятая поправка по-прежнему не обеспечивает национальным меньшинствам прав, гарантированных конституцией и международными документами. Возражения касаются главным образом терминологии, используемой в законе, а также дискриминационного или чисто декларативного характера некоторых положений. В то же время в последние недели появились признаки некоторого прогресса в переговорах по этой теме. 22 сентября в Будапеште в рамках венгерско-украинской межправительственной рабочей группы по образованию прошла встреча представителей обеих стран, а заместитель главы МИД Венгрии Левенте Мадьяр выразил надежду на выработку общего позиция.
  • Венгерские власти и закарпатские организации Венгрув Протестовали против закона уже на стадии его разработки. Наиболее важное возражение касается л произношение огу постепенный переход на преподавание на украинском языке (путем увеличения количества уроков, проводимых на этом языке). На Закарпатье стоит проблема образования с 2017 года главная спорная тема в двусторонних отношениях и одновременно предмет ультиматума Будапешта о согласии на вступление Украины в ЕС и НАТО (неоднократно подчеркивавшегося венгерскими властями, в том числе 25 сентября в парламентской речи премьер-министра Виктора Орбана).